Яков Кротов. Тоталитаризм.

Тоталитаризм и шкала «традиция/модернизация»

Умберто Эко считал одним из признаков фашизма ориентацию на традицию в сочетании с поверхностным воспеванием модернизации. Однако, к традиции фашизм — ленинизм, путинизм и другие виды тоталитаризма — тоже относятся абсолютно фальшиво.

Традиция и модернизация это всего лишь разные составные части любого общения. Коммуникация начинается с создания некоторого общего запаса слов и идей (традиции), а продолжается как развитие этого запаса. В момент, когда отрицается запас или отрицается развитие — коммуникация прекращается и подменяется новоязом, пустым перебором слов. Могут воспевать езду на лошади, могут воспевать езду на мотоцикле — ничего от традиции или модерна в этом не будет.

Эко прав в том смысле, что он подметил: «традиция» в устах фашистов означало прекращение дискуссий. Всё уже решено в прошлом.

На самом деле, конечно, это был обман и самообман. Развитие продолжалось, и, более того, прошлое постоянно отрицалось — фашизм (ленинизм, большевизм) так же не уважали прошлое, как не уважали настоящее и будущее. Ведь прошлое — человеческое прошлое, не геологическое — это огромное пространство коммуникации, с противоречиями, спорами, вариантами. Консерваторы — предатели прошлого, они всегда обстругивают прошлое как Прокрусты, вырезают из него то, что им нравится. Что уж говорить о тоталитаризме — он просто сносит прошлое начисто и на его месте ставит симулякр.

То же относится и к будущему. Тоталитаризм иногда даже оправдывают — мол, другого способа модернизировать страну не было. Но «модернизация» — это не технизация. «Модерн» — это отношения между людьми, а не отношения между станками. Сократа могли осудить и люди с айфонами. Модерн это нарастание свободы как пространства общения, а не появление туалетной бумаги и колы.

Тоталитаризм по шкале традиции/модернизации — явление нулевое. Он разрешает эту шкалу, как разрушает коммуникацию, разрушает любовь, разрушает свободу.

.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем